Принцип работы VVT

Модератор: Zizo

Закрыто
  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Аватара пользователя
Эксперт
Эксперт
Сообщения: 1071
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:32 pm
Автомобиль: Ae101
комплектация: X
Город: Иркутск

Принцип работы VVT

Сообщение opex »

Система Toyota VVT-i

Рассмотрим здесь принцип функционирования системы VVT-i второго поколения, которая применяется сейчас на большинстве тойотовских двигателей

Система VVT-i (Variable Valve Timing intelligent - изменения фаз газораспределения) позволяет плавно изменять фазы газораспределения в соответствии с условиями работы двигателя. Это достигается путем поворота распределительного вала впускных клапанов относительно вала выпускных в диапазоне 40-60° (по углу поворота коленвала). В результате изменяется момент начала открытия впускных клапанов и величина времени "перекрытия" (то есть времени, когда выпускной клапан еще не закрыт, а впускной - уже открыт).

1. Конструкция

Исполнительный механизм VVT-i размещен в шкиве распределительного вала - корпус привода соединен со звездочкой или зубчатым шкивом, ротор - с распредвалом.
Масло подводится с одной или другой стороны каждого из лепестков ротора, заставляя его и сам вал поворачиваться. Если двигатель заглушен, то устанавливается максимальный угол задержки (то есть угол, соответствующий наиболее позднему открытию и закрытию впускных клапанов). Чтобы сразу после запуска, когда давление в масляной магистрали еще недостаточно для эффективного управления VVT-i, не возникало ударов в механизме, ротор соединяется с корпусом стопорным штифтом (затем штифт отжимается давлением масла).

Изображение

Управление VVT-i осуществляется при помощи клапана VVT-i (OCV - Oil Control Valve).
По сигналу блока управления электромагнит через плунжер перемещает основной золотник, перепуская масло в том или ином направлении. Когда двигатель заглушен, золотник перемещается пружиной таким образом, чтобы установился максимальный угол задержки.

Изображение

2. Функционирование

Для поворота распределительного вала масло под давлением при помощи золотника направляется к одной из сторон лепестков ротора, одновременно открывается на слив полость с другой стороны лепестка. После того, как блок управления определяет, что распредвал занял требуемое положение, оба канала к шкиву перекрываются и он удерживается в фиксированном положении.

Изображение
При повороте распредвала в сторону более раннего открытия клапанов

Изображение
При повороте распредвала в сторону более позднего открытия клапанов

Изображение
В режиме удержания

Функционирование системы VVT-i определяется условиями работы двигателя на различных режимах.
Изображение


a)Холостой ход
Изображение
Установлен угол поворота распределительного вала, соответствующий самому позднему началу открытия впускных клапанов (максимальный угол задержки). "Перекрытие" клапанов минимально, обратное поступление газов на впуск минимально.

Двигатель стабильнее работает на холостом ходу, снижается расход топлива

b)Низкая нагрузка
Изображение
Перекрытие клапанов уменьшается для минимизации обратного поступление газов на впуск.

Повышается стабильность работы двигателя

c)Средняя нагрузка
Изображение
Перекрытие клапанов увеличивается, при этом снижаются "насосные" потери и часть отработавших газов поступает на впуск

Улучшается топливная экономичность, снижается эмиссия NOx

d)Высокая нагрузка, частота вращения ниже средней
Изображение
Обеспечивается раннее закрытие впускных клапанов для улучшения наполнения цилиндров

Возрастает крутящий момент на низких и средних оборотах

e)Высокая нагрузка, высокая частота вращения
Изображение
Обеспечивается позднее закрытие впускных клапанов для улучшения наполнения на высоких оборотах

Увеличивается максимальная мощность

f)При низкой температуре охлаждающей жидкости
Изображение
Устанавливается минимальное перекрытие для предотвращения потерь топлива

Стабилизируется повышенная частота вращения холостого хода, улучшается экономичность

g)При запуске и остановке
Изображение
Устанавливается минимальное перекрытие для предотвращения попадания отработавших газов на впуск

Улучшается запуск двигателя

3 Вариации

Приведенный выше 4-лепестковый ротор позволяет изменять фазы в пределах 40° (как, например, на двигателях серий ZZ и AZ), но если требуется увеличить угол поворота (до 60° у SZ) - применяется 3-лепестковый или расширяются рабочие полости.

Принцип действия и режимы работы этих механизмов абсолютно аналогичны, разве что за счет расширенного диапазона регулировки становится возможным вообще исключить перекрытие клапанов на холостом ходу, при низкой температуре или запуске.
Изображение

Евгений Е., Москва
(с) "Легион-Автодата"

p.s. Stive, спасибо познавательная статья
Закрыто

Вернуться в «Двигатель и его системы»