Мастерство торможения

Обсуждение вопросов так или иначе связаных с безопасностью дорожного движения. (БДД, теория и практика безопасности вождения)

Модераторы: Kilroy, tenian, lexxor, NeedAngel, Ермак

  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Аватара пользователя
Автознаток
Автознаток
Сообщения: 415
Зарегистрирован: Сб окт 21, 2006 7:15 am
Автомобиль: Marino, Surf 130
Город: Тосно
Откуда: Питер
Контактная информация:

Мастерство торможения

Сообщение Maksim »

Ничего нового не скажу, но всё же... Есть такой приём - прерывистое торможение. Суть его в том, чтобы не давать колёсам блокироваться, отпуская педаль тормоза. Но почувствовать этот момент не допуская блокировки достаточно сложно, поэтому на практике это выглядит следующим образом: на педаль нажимаем плавно, постепенно увеличивая усилие, в момент блокировки колёс ((или одного) определяется по звуку из-под колеса, падению замедления, падению усилия на руле (при блокировке передних колёс), уходу машины (задней или передней оси) с траектории) резко отпускаем педаль тормоза и тут же быстро, но плавно прижимаем снова (рулём, соответственно, корректируем траекторию). И так до остановки. В критической ситуации можно погасить скорость несколькими быстрыми ударами по педали, но в идеале педаль тормоза совершает небольшие колебания вперёд-назад, тормозя на грани блокировки, т.е. максимально эффективно. АБС работает по этому-же принципу. Самое трудное - заставить себя ОТПУСТИТЬ педаль тормоза когда перед тобой препятствие, поэтому тренировать этот навык нужно специально, это несложно, зато чувство автомобиля возрастает колоссально.
Ещё момент. Любая АБС для реализации своих возможностей требует хорошей зимней резины, иначе результат может быть даже хуже, чем без неё. Имейте это ввиду.
Лично меня устроила бы современная 4-канальная высокочастотная АБС, старые системы легко "обыгрываются" подготовленным водителем, а вот жену посадил бы на машину с любой АБС. Но - ездим без неё, поэтому скоро начнутся "тренировки" :-D ...
Последний раз редактировалось Maksim Вт окт 16, 2007 3:46 pm, всего редактировалось 1 раз.

Не в сети
Аватара пользователя
Форумчанин
Форумчанин
Сообщения: 115
Зарегистрирован: Вс фев 04, 2007 7:00 am
Откуда: Казахстан Алматы

Сообщение Геша »

Maksim писал(а): Самое трудное - заставить ОТПУСТИТЬ педаль тормоза когда перед тобой препятствие, поэтому тренировать этот навык нужно специально.
Расскажи пожалуйста поподробдей как надо тренироватся и в чём заключена тренировка.
_________________
Лучше TOYOTы только новая TOYOTA))))

Не в сети
Аватара пользователя
Автознаток
Автознаток
Сообщения: 415
Зарегистрирован: Сб окт 21, 2006 7:15 am
Автомобиль: Marino, Surf 130
Город: Тосно
Откуда: Питер
Контактная информация:

Сообщение Maksim »

В общем всё несложно. Выбираем площадку (скользкую конечно) достаточных размеров или пустынную дорогу (желательно без кюветов). Начинать торможения можно с небольшой скорости, 30км/ч достаточно, можно меньше. Чтобы понять к чему нужно стремиться первое торможение производим "в пол", не отпуская педаль до остановки (не забывайте о безопасности!). Машина, естественно, "соскользнёт" дальше, чем без блокировки колёс, уйдёт немного в сторону и слегка развернётся (99,9% случаев). Это будет точка отсчёта.
Затем, применяя прерывистое торможение сначала нужно добиться, чтобы машина сохраняла прямолинейное движение, т.е. просто научиться ОТПУСКАТЬ педаль после блокировки колёс с корректировкой траектории рулём. Не пугайтесть, если при этом уедете дальше, чем при первом торможении (с блокировкой колёс), это нормально. Главное сейчас - сохранить контроль над машиной.
Когда первое упражнение освоено, можно приступать к сокращению тормозного пути, добиваясь минимального времени блокировки колёс.
Когда и это удаётся, нужно обратить внимание на уменьшение времени расторможенного состояния колёс в соответствии с правилом "отпускаем резко, прижимаем быстро, но плавно".
Движение ноги при этом выглядит как отдёргивание её с педали, как будто вы обожглись (при нажатии пятка должна быть на полу!).
В конце-концов мы должны научиться дозировать усилие на педали с минимальным её перемещением вперёд-назад вблизи точки, за которой наступает блокировка колёс. Это и будет максимально эффективное торможение.
Самым последним упражнением должно стать торможение в повороте (помним о безопасности!). Здесь рулём работать придётся гораздо активней, т.к. в момент блокировки колёс машину будет стаскивать наружу поворота.
Самое главное - не забывайте, что "главная АБС" не в ногах, а в голове. Усилие на педали тормоза значительно меняется в зависимости от состояния покрытия, поэтому прогнозирование этого состояния - один из залогов успеха. Иногда достаточно просто съехать с накатанной колеи, чтобы уберечься от неприятностей.
Написал как смог, если будут вопросы - постараюсь ответить.

Не в сети
Аватара пользователя
Завсегдатай
Завсегдатай
Сообщения: 48
Зарегистрирован: Чт июн 07, 2007 12:20 pm
Откуда: Лангепас, ХМАО
Контактная информация:

Сообщение ganjik »

Максим красиво описал, именно так я и учился, только в полевых условиях, несколько раз избегал так аварий, и больше работал Мозг, который за доли секунды воспроизводил всё что мне известно.
Что интересно, в обычных ситуациях я это не мог вспомнить. (например что бы объяснить принцып езды без АБС, как это сделал Максим), а так часто пользуюсь такими же принцыпами которые описаны выше, т.к. у меня на моём Ceres'e не предусмотрено АБС.

Не в сети
Аватара пользователя
Автознаток
Автознаток
Сообщения: 415
Зарегистрирован: Сб окт 21, 2006 7:15 am
Автомобиль: Marino, Surf 130
Город: Тосно
Откуда: Питер
Контактная информация:

Сообщение Maksim »

Забыл важный момент. На машинах с механикой при прерывистом торможении выжимайте сцепление. Объясню почему. Во всех учебниках пишут, что торможение на скользком покрытии производится на передаче с выжимом сцепления перед остановкой. Делается это для того, чтобы двигатель своей инерцией препятствовал блокировке ведущих колёс. Но если начало блокировки мы отслеживаем сами, то инерция двигателя становится помехой, особенно если в момент отпускания педали тормоза уже заблокированы оба ведущих колеса и коленвал остановился. Теперь для запуска двигателя нужно время и всё это время ведущие колёса будут скользить по дорожному покрытию в той или иной степени. А если коэффициент сцепления с дорогой мал и ведущие колёса не могут прокрутить заглохший двигатель - машина теряет управление. Справедливо как для переднего так и заднего привода.
Кстати, на сухом асфальте при экстренном торможении (особенно с высокой скорости) сцепление тоже нужно выжимать, чтобы не нагружать тормоза инерцией раскрученного до больших оборотов маховика.

Не в сети
Аватара пользователя
Эксперт
Эксперт
Сообщения: 1159
Зарегистрирован: Пт мар 03, 2006 4:05 pm
Автомобиль: marino GT
Откуда: Питер
Контактная информация:

Сообщение ForceAGE »

Макс, про торможение на нейтральной скорости или при выключенном сцеплении с тобой не соглашусь! Торможение двигателем, точнее трансмиссией за счет большого крутящего момента на пониженной передаче, гораздо эффективнее простой блокировки колес, особенно на гололеде или мокром асфальте, а при умелой комбинации торможения двигателем на пониженной передаче и собственно тормозами, достигается наивысшая эффективность. (вот здесь как раз автоматы с ABS, отдыхают) Но сегодня был очень удивлен работой ABS на Focuse! Примерно 30 метров тормозного пути с дымком на скорости около 100 км, очень хорошо оттормозился, без ABS шансов не влететь в жопу этой еб.....й семерене, которая резко перестроилась в чужой ряд, практически бы не было.
Про прерывистое торможение в критической ситуации могу сказать, что в большинстве случаев когда дистанция совсем маленькая 15-20 метров, а скорость довольно высокая, инстинкт самосохранения никогда не даст возможности отпустить педаль тормоза, это работает при больших дистанциях перед препядствием! Простых тренировок этого приема недостаточно, нужно всегда уметь держать ситуацию на дороге под контролем на 360 градусов, и это самый важный навык!
_________________
"Моча тоже жидкая, но тачила на нём не едет!" © Zizo

Не в сети
Аватара пользователя
Автознаток
Автознаток
Сообщения: 415
Зарегистрирован: Сб окт 21, 2006 7:15 am
Автомобиль: Marino, Surf 130
Город: Тосно
Откуда: Питер
Контактная информация:

Сообщение Maksim »

ForceAGE писал(а): нужно всегда уметь держать ситуацию на дороге под контролем на 360 градусов, и это самый важный навык!
Это вне всякого сомнения, не стал излишне воздух трясти...
Про сцепление - это больше к гололёду относится (чистая практика), на мокром асфальте ситуация полегче... А с другой стороны: много ты видел людей, владеющих комбинированным торможением? Да, и насчёт "простой блокировки" я не совсем понял...
Насчёт Фокуса - потому-то и писал о современных АБС, на старой системе слегка вляпался разок, не знал, что она есть на машине (чужой), ну и не учёл её тупые мозги...
Повторюсь: в критической ситуации положение могут поправить несколько быстрых ударов по педали (тоже практика), с перепугу нормально срабатывает...
Вообще, опять же, это теория, замешанная на личном опыте, поэтому, если вся наша писанина хоть кому-то поможет - слава Богу...
Кто будет тренироваться - пишите как успехи, обсудим.

Не в сети
Аватара пользователя
Автознаток
Автознаток
Сообщения: 415
Зарегистрирован: Сб окт 21, 2006 7:15 am
Автомобиль: Marino, Surf 130
Город: Тосно
Откуда: Питер
Контактная информация:

Сообщение Maksim »

Ну чё, блин... Сижу я, типа работаю... Жена звонит: выперся под неё хрен на "зубиле" задним ходом со стоянки, она педаль зажала и смотрит как едет в него. Хорошо 30км/ч всего было и этот чёрт успел обратно свалить... Я вчера только "переобулся" и она первый раз сегодня выехала. И ведь с теорией знакома, а на первый раз сделала "как все".
Все на тренировку! :)

Не в сети
Аватара пользователя
Постоялец
Постоялец
Сообщения: 23
Зарегистрирован: Вт июл 01, 2008 6:14 am
Автомобиль: ceres
Откуда: Новокузнек
Контактная информация:

Сообщение Bastle »

Надо себя приучивать к прирывистому торможению сразу, и использовать его как основной стиль торможения, тогда и в критической ситуации задематься не успеешь, как применишь эту нехитрую технику

Не в сети
Аватара пользователя
Знающий
Знающий
Сообщения: 238
Зарегистрирован: Вт фев 03, 2009 7:13 am
Автомобиль: TOYOTA COROLLA CERES
комплектация: AE101 4A-GE 95 г.в. BLACK TOP
Город: Новосибирск
Откуда: Новосибирск

Re: Мастерство торможения

Сообщение Abbat »

Привет!
Тормозил с полной блокировкой колес на своем Цересе со скорости 80-90 км/ч, так он у меня вообще никуда не соскользнул, где нажал педаль там прямо и понесло до полной остановке. Кстати под горку катился с углом где-то 5-10 градусов. Тогда я понял, что такое торможение.
У меня до этого ВАЗ 21063 был, на нем обязательно на такой скорости на 180 градусов развернуло.
_________________
2017 Ceres 95 г. 4A-GE AT
2014 Ceres 92 г. 5A-FE AT
2006 Ceres 95 г. 4A-FE AT
Изображение

Не в сети
Аватара пользователя
Эксперт
Эксперт
Сообщения: 1159
Зарегистрирован: Пт мар 03, 2006 4:05 pm
Автомобиль: marino GT
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: Мастерство торможения

Сообщение ForceAGE »

Пересев с авто без АБС на авто с АБС, приходится снова переучать себя давить на педаль! Тут даже не переобучение. а повышение мастерства.

Не в сети
Эксперт
Эксперт
Сообщения: 1403
Зарегистрирован: Вт июн 17, 2008 12:23 am
Автомобиль: Тойота
Откуда: Белгород - черноземье...
Контактная информация:

Re: Мастерство торможения

Сообщение leksey »

ForceAGE писал(а):Пересев с авто без АБС на авто с АБС, приходится снова переучать себя давить на педаль! Тут даже не переобучение. а повышение мастерства.
уху :) АБС не помогает быстрее остановить машину, АБС только помогает сохранить над ней контроль управляемости :) приходиться иногда ручником помогать)))
_________________
http://got.by/25frgd Скидка 90% на Али

Не в сети
Аватара пользователя
Знающий
Знающий
Сообщения: 238
Зарегистрирован: Вт фев 03, 2009 7:13 am
Автомобиль: TOYOTA COROLLA CERES
комплектация: AE101 4A-GE 95 г.в. BLACK TOP
Город: Новосибирск
Откуда: Новосибирск

Re: Мастерство торможения

Сообщение Abbat »

А у меня АБС нету!!!

Все устраивает и так, можно и коробкой тормозить (автоматом) умеючи...
:)
_________________
2017 Ceres 95 г. 4A-GE AT
2014 Ceres 92 г. 5A-FE AT
2006 Ceres 95 г. 4A-FE AT
Изображение

Не в сети
Аватара пользователя
Респектуемый
Респектуемый
Сообщения: 2209
Зарегистрирован: Сб дек 13, 2008 7:39 am
Автомобиль: Lexus IS LEX
комплектация: V6, 2.5, 6AT
Город: Севастополь
Контактная информация:

Re: Мастерство торможения

Сообщение .МиштяК. »

Abbat писал(а):А у меня АБС нету!!!

Все устраивает и так, можно и коробкой тормозить (автоматом) умеючи...
:)
А мну не оч устраивает 8-) Я б абс-ку с удовольствием заимел))
_________________
Маринка )), 93 г.в., 4A-FE, механкА - Продана.
VAZ - Diablo, 1.6, 4мт, БиКарбо! - Продана.
Ceres ST, MT - Аццкая Гонка на Drive2 - Продана.
Lexus IS LEX - 2.5 V6, 6AT - Бортовичок на Драйве.

Не в сети
Аватара пользователя
Знающий
Знающий
Сообщения: 238
Зарегистрирован: Вт фев 03, 2009 7:13 am
Автомобиль: TOYOTA COROLLA CERES
комплектация: AE101 4A-GE 95 г.в. BLACK TOP
Город: Новосибирск
Откуда: Новосибирск

Re: Мастерство торможения

Сообщение Abbat »

На некоторых маринках есть такая опция с АБС, только не помню какого года их стали ставить?!
_________________
2017 Ceres 95 г. 4A-GE AT
2014 Ceres 92 г. 5A-FE AT
2006 Ceres 95 г. 4A-FE AT
Изображение
Ответить

Вернуться в «Безопасность дорожного движения (БДД)»